Жить - это вечно быть осужденным на свободу, вечно решать, чем ты станешь в этом мире. И решать без устали и без передышки. Даже отдаваясь безнадежно на волю случая, мы принимаем решение - не решать.
_________________________
Хосе Ортега-и-Гассет
***
Хосе Ортега-и-Гассет был одним из тех мыслителей XX века, кто осознал раньше других пагубность преимущественно рационально-отчужденного характера философии и попытался на широком культурологическом фоне осмыслить ее современную роль. Ортега ставит задачу создания такой философии, которая, не отказываясь от достижений прошедших этапов, в большей степени учитывала бы новые жизненные обстоятельства и прагматические потребности человека.
Созданию новой философии он посвятил большинство своих трудов. Сущность своей новой философии Ортега выразил следующей парадигмой: "Я – есть я и мои обстоятельства". Смысл этой парадигмы заключается в следующем. В отличии от рационалистической философии, принижавшей, а порой и отрицавшей внешние обстоятельства и их влияние на человека, Ортега не мыслит человеческое "Я" без окружающего его мира, или, по-ортегиански, обстоятельств, то есть того, что окружает человека. "Я" без окружающих его обстоятельств не является полноценным и даже более того, чистое "Я" простонапросто не может существовать. Первое "Я" это "радикальная реальность человеческой жизни" во всей ее совокупности. Второе "Я" – это сознание. Понятие "обстоятельства" постоянно Ортегой изменялось и наполнялось все новым и новым содержанием. Вначале оно включало в себя природную географическую среду обитания человека, затем оно было дополнено культурным и социальным содержанием, а в
конечном итоге вобрало в себя убеждения того социального мира, в котором обитал конкретный человек. В окончательном варианте в понятие "обстоятельства" было включено широкое содержание, вобравшее в себя практически весь культурно-исторический мир человека, который, по мнению Ортеги, изначально объединен с человеком, и без которого он не может существовать. Обстоятельства – это все то, что является предметом осознания, включающего в себя познавательную деятельность и другие формы восприятия и осмысления, например, эмоциональные, эстетические и т.п. Обстоятельства не дедуцируются из "Я" и не формируются субъектом, они – продукт внешнего и внутреннего мира. Всякому проявлению сознания предшествует предмет, т.е. обстоятельства. Бытие интерпретируется не как материя, идея или какая-либо субстанция, а как "перспектива", "ракурс". Утверждается, что определяющим фактором в онтологическом понимании мира и его познании является точка зрения, т.е. "ракурс".
Одним из факторов, предопределивших поиск Ортегой новой философии, было предощущение им того, что XX век поставит перед человеком и обществом такие проблемы, которые самым непосредственным образом будут касаться самих основ его жизни и потребуют новых методов исследования и понимания. Это, в свою очередь, обусловлено тем, что период стабильного, по восходящей линии, развития христианских государств миновал, а следовательно, ушли в прошлое тепличные кабинетные условия деятельности философов, когда они могли исследовать явления в "чистом" виде. Жизнь, "улица" решительно стучатся в окно философа, и он не может не откликнуться на этот зов. Это тем более необходимо, что на Западе налицо глубокий кризис культуры, куда он включает кризис государственных институтов, системы образования и духовности человека.
Свои идеи по этим вопросам он высказал в ряде работ, но главным образом в "Восстании масс", опубликованной в 1930 году. Как свидетельствует европейская действительность завершающих лет XX и начала ХХI столетий, некоторые из высказанных идей оказались пророческими. Есть все основания полагать, что сказанное Ортегой по этому поводу не потеряет своего эвристического значения и в последующие десятилетия. Прежде, чем анализировать идеи, высказанные в этой работе, скажем несколько слов о ее центральном образе-понятии, каковым является "человек-масса". Это необходимо сделать помимо прочего потому, что без понимания его содержания будет трудно понять сущность и формы культурного кризиса на Западе, о котором говорит Ортега. Если излагать коротко, то "человек масса" – это всякий человек "кто сознательно не оценивает себя в понятиях «хорошо» или «плохо», а чувствует, характеризует себя «как все» и, тем не менее, не печалится от этого, а ощущает радость идентифицировать себя как все другие". "Человек-масса" – это социально-психологический тип "усредненного человека", добровольно отказавшегося от личностного восприятия мира. Он не является, как это считают многие, причиной кризиса, он продукт этого кризиса, отмечает Ортега. "Человек-масса" выступает в качестве яркого разоблачителя специфического культурного кризиса современного западного общества, и в этом плане, по-видимому, можно говорить, что Ортега значительно продвинул вперед критический анализ бюрократическо-административного общества, начатый еще учеными Франкфуртской школы.
Современное западное общество имеет все необходимые предпосылки и условия для нормальной благополучной жизни, но не всегда ясно, как
конкретный человек и люди вообще могут реализовать эти идеи в конкретной жизни. Человек повелевает многими, практически всеми вещами, которые его окружают, но не может управлять самим собой. Нечто странное происходит и во взаимоотношениях между людьми. Несмотря на колоссальные успехи в области науки и техники, общество, по мнению Ортеги, находится в кризисном состоянии. Это связано с тем, что несмотря на широчайшие возможности, которые открывают человечеству и отдельной личности достижения науки и техники для самореализации и самосовершенствования, человек тем не менее не может воспользоваться этим в полной мере, так как его существование и жизнь теряют смысл и в известной степени в силу определенных условий становятся бессмысленными. Происходит процесс радикальной дезориентации жизни, что в свою очередь самым негативным образом влияет на культуру общества, примитивизирует отношения между людьми. Именно этот фактор определяет сущность "человека-массы", то есть человека, живущего без цели. Поэтому он ничего не создает, хотя его возможности и силы являются огромными. Ортега не раскрывает, почему человек не имеет цели в своей жизни, и даже не дает однозначной оценки этому явлению. Он просто констатирует это положение в качестве своеобразной парадигмы бытия "человека-массы". Правда, одну из причин такого состояния, которая, порой, становится основной, он все-таки называет. Ею у него выступает правящая элита, которая, занимая обособленное место в обществе, отказывается выполнять возложенную на нее миссию. В итоге в обществе возникает ситуация, когда "масса" (под "массой" подразумевается человеческая толпа - В.Т.) отказывается быть управляемой, считая, что обеспечит себя сама. "Элита, чьим призванием является управление обществом, живет ради самой себя и не хочет занимать место руководителя". Такое положение этих социальных групп, не находящих точек соприкосновения и не выполняющих присущих им социальных функций, ведут к кризису культуры на Западе.
"Человек-масса" не может управлять и контролировать цивилизацию, в которой он живет. Поддерживание и сохранение современной цивилизации в свете сказанного требует каждый раз все большей научной подготовки и исторического сознания. Использование своей силы требует более глубокого этического чувства, но отсутствие культурного сознания обрекает "человека-массу" быть жертвой своих дел и в конце концов оказаться уничтоженной ими. Нет никакого сомнения, что такое варварское поведение предполагает постоянный кризис европейской культуры. В этих условиях либеральная демократия проституирует в отношениях с "восстанием масс", и эту ситуацию Ортега жестко критикует, обозначая ее как "больную демократию", существеннейшими чертами которой являются нивелирование различий между людьми в ущерб человеческой экзистенции.
____________________________________________
Источник: В.Ф. Титов "Хосе Ортега-и-Гассет о месте и роли философии в жизни общества"